Правовой ликбез от прокурора

График приема граждан в прокуратуре г. Березники:

понедельник

с 10.00 час. до 12.00 час. — помощники прокурора

с 15.00 час. до 18.00 час. — помощники прокурора

вторник

с 10.00 час. до 12.00 час. — помощники прокурора

приемная с 15.00 час. до 18.00 час. — прокурор Расторгуев Вадим Сергеевич

среда

с 10.00 час. до 12.00 час. — помощники прокурора

каб. 24 с 15.00 до 18.00 — зам. прокурора Шевцов Андрей Владимирович

четверг

с 10.00 час. до 12.00 час. — помощники прокурора

каб. 21 с 15.00 до 18.00 — зам. прокурора Зубов Владимир Николаевич

пятница

с 10.00 час. до 12.00 час.

каб. 22 зам. прокурора Пыстогов Вячеслав Алексеевич

Телефон приемной прокуратуры г. Березники 26-30-15.

Кроме того, ежедневно с 15.00 до 18.00 час. в прокуратуре г. Березники ведется прием руководителей организаций и предприятий, расположенных на территории г. Березники в сфере соблюдения трудового законодательства:

каб. 27 старший помощник прокурора Конохова Марина Семеновна, тел. 26-39-71

каб. 34 помощник прокурора Подкина Екатерина Сергеевна, тел. 26-26-60.

17.04.2014

Риск покупателя при несогласовании условия о том, что транспортные расходы по доставке товара входят в его цену.

Вопрос: Нужно ли покупателю транспортного средства вносить свою оплату по доставке средства?

Ответ: Если в договоре с условием о доставке товара не определено, что стоимость транспортных услуг по доставке включена в согласованную цену товара, а также не указаны условия доставки, поставщик имеет право потребовать с покупателя дополнительно оплатить эти услуги. Это связано с тем, что при отсутствии в договоре условий доставки поставщик в соответствии с п. 1 ст. 510 ГК РФ вправе определить их по своему усмотрению, в том числе возложить расходы по доставке на покупателя.

Однако позиция судов по данному вопросу неоднозначна. Так, некоторые суды указывают, что если обязанность покупателя оплачивать транспортные расходы не предусмотрена договором, то поставщик не вправе требовать их взыскания.

Подробнее

15.04.2014

Правомерность взыскания с работника задолженности за неотработанные дни отпуска.

Вопрос: Может ли организация, где я раньше был трудоустроен и на настоящий момент уволился по собственному желанию, взыскать с меня задолженность за неотработанные дни отпуска?

Ответ: В соответствии со ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться: при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 или пунктами 1.2 или 4 части первой статьи 81, пунктах 1, 2, 5, 6 и 7 статьи 83 настоящего Кодекса.

Заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев:

счетной ошибки;

если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса);

если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

В соответствии со ст. 1109 ГК РФ не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Из вышеприведенных правовых норм следует, что работодатель вправе удержать из начисленной, но еще невыплаченной заработной платы работника отпускные за неотработанные дни отпуска, однако, возможность обратного взыскания с работника уже выплаченной заработной платы законом не предусмотрена.

Поскольку никаких неправомерных действий, связанных с досрочным предоставлением отпуска и получением отпускных сам работник не совершал, то основания для взыскания с него уже выплаченной заработной платы отсутствуют.

Следует отметить, что судебная практика по подобным ситуациям складывается противоречивая и встречаются случаи, когда суд встает на сторону работодателя.

Подробнее

10.04.2014

Информация о пресечении торговли рецептурными препаратами.

Через телефон доверия прокуратуры Пермского края в прокуратуру г. Березники поступила анонимная информация о том, что в аптеке, расположенной в г. Березники, осуществляется торговля рецептурными лекарственными препаратами без рецепта врача.

По поручению прокуратуры г. Березники сотрудниками МО МВД России «Березниковский» совместно со специалистами Соликамского МРО УФСКН по Пермскому краю проведена проверка аптеки целью выявления фактов торговли рецептурными лекарственными препаратами без рецепта врача.

В ходе проверки была осуществлена проверочная закупка, сотрудником аптеки без рецепта продан рецептурный лекарственный препарат — капли «Тропикамид», тем самым в деятельности ИП выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 КоАПФ РФ.

В настоящее время сотрудниками МО МВД России «Березниковский» решается вопрос о привлечении ИП к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.14.1 КоАПФ РФ, для чего проводятся необходимые мероприятия, предусмотренные КоАП РФ.

Телефон доверия прокуратуры Пермского края: 8 (342) 217-53-10. Телефон доверия МО МВД России «Березниковский»: 26-75-77.
 

Подробнее

08.04.2014

Выплата денежных средств нетрудоспособным родителям.

Вопрос: В каком случае дети могут быть освобождены от обязанности содержать своих нетрудоспособных нуждающихся родителей?

Ответ: Правонарушения и аморальные поступки этой категории можно разделить по видам алиментных обязательств, критерием классификации которых является субъектный состав.

В рамках родительских алиментов и приравненных к ним отношений (при усыновлении, опеке и попечительстве) можно выделить такие меры семейно-правовой ответственности, как лишение либо ограничение права родителей на алименты от своих совершеннолетних трудоспособных детей.

Так, в соответствии со ст. 88 СК РФ дети могут быть освобождены от обязанности содержать своих нетрудоспособных нуждающихся родителей, если родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей в прошлом. На практике уклонение от уплаты алиментов является частным и частым случаем невыполнения родительских обязанностей, которое может быть документально подтверждено. Кроме того, на алименты не могут рассчитывать те родители, которые лишены родительских прав в отношении своих детей. При определении мер семейно-правовой ответственности к каждому случаю нужен дифференцированный подход.

Подробнее

03.04.2014

Проблемы реализации экологического и земельного законодательства.

Вопрос: Какие проблемы в области охраны окружающей среды выделились при проведении государственной экспертизы?

Ответ: На государственную экологическую экспертизу была представлена проектная документация по «реконструкции и расширению действующего полигона твердых бытовых отходов». Цель экспертизы — определить соответствие материалов требованиям, установленным законодательством РФ в области охраны окружающей среды и использования земель.

Проведение государственной экологической экспертизы представленных материалов на соответствие требованиям в области охраны окружающей среды позволяет выделить следующие проблемы.

1. При выборе площадки в акте не представлены варианты выбора. Между тем в соответствии с п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации «орган местного самоуправления… обеспечивает выбор земельного участка… посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями».

В рассматриваемом деле представлено свидетельство о государственной регистрации права муниципальной собственности на данный земельный участок. Право собственности основано на акте ЗАТО о передаче данного участка в муниципальную собственность. Однако статус земли военного лесничества говорит о том, что земельный участок изначально передан для нужд обороны.

2. Отсутствие документов, подтверждающих, что спорный земельный участок не используется военным лесничеством по целевому назначению. В соответствии со ст. 8 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях обороны. Леса, расположенные на землях обороны, предназначены для обеспечения нужд обороны и закрепляются за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, который осуществляет ведение лесного хозяйства, а также обеспечивает рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, расположенных на землях обороны, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Орган местного самоуправления приобрел право муниципальной собственности на спорный земельный участок и распорядился им, заключив договор аренды. Однако данный факт не свидетельствует о произвольном изменении целевого назначения земельного участка из земель военного лесничества в земли промышленности, предоставленные для организации полигона отходов.

3. Отсутствие сведений о наличии леса или лесных насаждений на спорном земельном участке. Отнесение по документам данного участка к землям промышленности полностью исключает сведения о наличии лесных насаждений. Общество заявляет, что предоставление данных документов — это проблема администрации ЗАТО, а Общество как арендатор этого делать не обязано. Также Общество и разработчик проектной документации утверждают, что они вообще не понимают, почему они должны представлять сведения о лесных насаждениях, ведь леса здесь нет, а все необходимые экологические согласования в проекте выполнены.

Размещение, проектирование зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. При проектировании… сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы… юридические лица обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Принципом экологической экспертизы является принцип комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Следовательно, лес является природным ресурсом, сведения о котором должны быть представлены в материалах проектной документации.

Отметим, что отсутствие документов, свидетельствующих о вышеизложенных фактах, не позволяет произвести обоснование использования земельного участка для предполагаемого назначения, а также произвести расчет убытков, связанных с изъятием земельного участка. Также необходимо представить расчеты рубки леса и получить разрешение на рубку с компенсацией потерь. На наш взгляд, для предоставления земельного участка необходимо произвести его изъятие из состава земель военного лесничества и перевести его в земли промышленности, предназначенные для размещения полигона ТБ и ПО.

Подробнее

01.04.2014

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд — проблемы правового регулирования.

Вопрос: Как устранить пробелы и недостатки российского законодательства?

Ответ: В целях устранения пробелов и недостатков российского законодательства в федеральный закон должно быть внесено следующее:

1) понятие «изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд» в связи с отсутствием такового;

2) понятие «государственные и муниципальные нужды»;

3) нормы, где предусмотрены основания изъятия земельных участков для государственных нужд. К таковым основаниям могут быть отнесены:
— проведение крупномасштабных государственных мероприятий;
— проведение международных форумов с участием глав государств и другие.

При этом необходимо отметить, что формат и точное наименование мероприятий должны утверждаться постановлением Правительства Российской Федерации во взаимосвязи с категориями, например международный форум и Международный форум глав государств или крупномасштабные государственные мероприятия и Зимние Олимпийские игры в городе Сочи и т.д.

Крупномасштабные государственные мероприятия и международные форумы могут быть разделены на мероприятия по срокам подготовки:
— от двух до четырех лет — мероприятия, требующие срочной подготовки (в этом случае может быть установлен специальный срок уведомления об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд, то есть за семь дней со дня принятия решения);
— от четырех до восьми лет — мероприятия, не требующие срочной подготовки (в этом случае срок уведомления может быть увеличен);

4) сроки уведомления собственников земельных участков об их изъятии для государственных и муниципальных нужд. При этом важен дифференцированный подход к определению сроков уведомления. В уведомлении об изъятии должны быть указаны полные сведения о том, в связи с чем изымается земельный участок и сумма возмещения за земельный участок;

5) в качестве дополнительных гарантий собственникам земельных участков должна быть предусмотрена норма о выборе аудиторских организаций, занимающихся оценкой стоимости земельных участков. Можно предложить следующую формулировку предлагаемой нормы: «В случае проведения крупномасштабных государственных мероприятий или форумов с участием глав государств, при организации которых требуется изъятие земельных участков, выбор аудиторских организаций для оценки стоимости земельных участков, подлежащих изъятию, осуществляет исполнительный орган государственной власти Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации и на основании конкурсов, порядок проведения которых регулируется законодательством Российской Федерации».

Подробнее

28.03.2014

Федеральный закон от 25.12.2012 г. № 253-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и ст. 333.33 и 333.34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

С 1 декабря 2013 года абоненты мобильной связи смогут сохранять выделенные им номера при переходе к другому оператору связи, заплатив за это новому оператору не более ста рублей.

Сохранять свой абонентский номер абонент будет вправе в пределах территории, определенной Правительством РФ.

Сведения о перенесенных абонентских номерах будут включаться в специальную базу данных, оператора которой определит Правительство РФ. Процедура внесения изменений в базу данных перенесенных абонентских номеров является возмездной. Размер платы оператора связи, с которым абонент заключает новый договор, за внесение изменений в указанную базу данных, порядок взимания этой платы, функционирования базы и предоставления доступа к ее ресурсам также установит Правительство РФ. Предоставление информации из базы данных перенесенных абонентских номеров в любом случае должно осуществляться без взимания платы.

Порядок организационно-технического взаимодействия операторов мобильной связи при перенесении абонентских номеров должен установить федеральный орган исполнительной власти в области связи. При передаче абонентских номеров операторы связи не будут уплачивать государственную пошлину.

Подробнее

25.03.2014

1 сентября 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования.

Законом определены уровни общего образования (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) и уровни профессионального образования (среднее профессиональное образование, высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет, магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации). Вводится еще один уровень высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.
Таким образом, исчезает такой уровень образования, как начальное профессиональное образование.

Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности.

Законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа «необразовательных» организаций к образовательной деятельности. Кроме того, в законе выделена отдельная статья, посвященная регламентации правового положения индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность.

Законом теперь также регулируется стипендиальное обеспечение обучающихся образовательных организаций профессионального образования.

По данному Закону снимается ограничение на оплату детских садов (раньше родители должны были оплачивать не более 20 процентов стоимости содержания детей). Плату будет устанавливать учредитель, которому дано право снижать ее размер или не взимать плату с отдельных категорий родителей. От платы освобождены дети-инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети с туберкулезной интоксикацией. При этом сохраняются нормы о компенсации части родительской платы.

Лицеи и гимназии будут лишены особого статуса, сокращены льготы при поступлении в вузы, а «Основы религии» станут обязательным курсом в школах.

Впервые на законодательном уровне определяются особенности получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, иностранцами и лицами без гражданства, осужденными.

Также более подробно регламентированы права, обязанности и ответственность педагогов. Так, зарплата учителей не может быть ниже уровня средней зарплаты в соответствующем регионе. Кроме того, сохраняются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг педагогов, работающих в сельской местности.

В новом Законе вводится новая статья — «Язык (языки) образования».

В России гарантируется получение образования на государственном языке, то есть русском языке, а также выбор языка обучения и воспитания. Изучение русского языка должно осуществляться в соответствии с государственными образовательными стандартами.

В образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации. Причем изучение этих языков не должно осуществляться в ущерб изучению русского языка.

Закрепляются положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Подробнее

20.03.2014

С 1 января 2013 года действуют новые Правила расчета страховых компенсаций пассажирам, пострадавшим по вине перевозчика.

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2012 г. № 1164 утверждены Правила расчета суммы страховых компенсаций тем лицам, которые пострадали по вине перевозчика. По многим позициям такие страховые выплаты увеличиваются многократно. Пока пострадавший пассажир получает всего 12 тысяч рублей, что является небольшой суммой. С 1 января 2013 года сумма страхового возмещения увеличивается до 2 миллионов рублей. Вводится достаточно простой порядок, в соответствии с которым пострадавшее лицо сможет получить деньги от страховой организации. Величина страхового возмещения, подлежащая выплате потерпевшему в ДТП, будет зависеть от характера и степени повреждения его здоровья.

Согласно утвержденным Правилам сумма страхового возмещения должна рассчитываться страховщиком путем умножения страховой суммы, указанной по такому риску в договоре страхования, на нормативы, выраженные в процентах. Данные нормативы зависят от характера и степени повреждения здоровья. Так, при полной потере легкого норматив страховой выплаты составит 60 процентов, потере нижней конечности — 50 процентов и т. д. При наличии различных повреждений нормативы суммируются.

Размер выплаты страхового возмещения в связи с инвалидностью опре-деляется в зависимости от стойкого расстройства функций организма и группы инвалидности (I группа, а также дети-инвалиды — 2 млн рублей; II группа — 1,4 млн рублей; III группа — 1 млн рублей).

Предусмотрено также, что выплата страхового возмещения в связи с установлением инвалидности производится в размере разницы между суммой страхового возмещения в связи с инвалидностью и ранее произведенной выплаты в зависимости от характера и степени повреждения здоровья потерпевшего.

Такой порядок расчета страховых сумм действует с 1 января 2013 года.
 

Подробнее

18.03.2014

Куда и в течение какого срока может обратиться работник за разрешением возникшего между ним и работодателем индивидуального трудового спора?

В силу ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных в указанной статье, они могут быть восстановлены судом.
Согласно ст. 393 Трудового кодекса РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

Работник вправе также обратиться за защитой нарушенных прав в прокуратуру. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) одним из оснований для обращения прокурора в суд за защитой прав граждан является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В силу ст. 353 Трудового кодекса РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется также Федеральной инспекцией труда. Государственные инспекторы труда вправе, в том числе, предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников.

Помимо судов, индивидуальные трудовые споры рассматриваются также комиссиями по трудовым спорам. Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу. Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления. Обязательное соб-людение досудебного порядка в этом случае законом не предусмотрено.

Подробнее