Природоохранная прокуратура

Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой в ежедневном режиме осуществляется прием граждан, представителей государственных и общественных организаций, а также иных лиц по вопросам соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользования. 

 

Прием граждан производиться с понедельника по четверг с 09:00 до 18:00, по пятницам с 09:00 до 16:45 по адресу: ул. Труда, д. 4, г. Березники, Пермский край (предварительная запись не требуется).

Руководством природоохранной прокуратуры осуществляется прием граждан, согласно утвержденному графику.

И.о. природоохранного прокурора — Безруких Валерий Степанович по средам с 09.00 до 18.00 часов.

Заместитель природоохранного прокурора — Дейнес Вячеслав Викторович по понедельникам с 09.00 до 18.00 часов.

Кроме того, письменные обращения можно направлять посредством почтового отправления, а также через сайт прокуратуры Пермского края в разделе «Обращения граждан».

Также, обратиться в природоохранную прокуратуру возможно любыми имеющимися видами связи, факсимильной связью и по телефону: 8(3424)2-666-53.

14.12.2017

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил некоторые вопросы применения законодательства, устанавливающего обязанность по возмещению вреда окружающей среде.

В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами законодательства, устанавливающего обязанность по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, Пленум Верховного Суда РФ принял постановление от 30.11.2017 № 49, в соответствии с которым в том числе определены основания привлечения виновных лиц к имущественной, дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, а также разъяснены вопросы определения размера вреда окружающей среде.

Кроме того, затронуты вопросы оснований для вынесения судами решения об ограничении, приостановлении и прекращении хозяйственной деятельности, осуществляемой с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Так, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер (например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения), суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований. Если допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер, суд вправе обязать ответчика прекратить соответствующую деятельность (например, при размещении отходов производства и потребления на объектах, не подлежащих внесению в государственный реестр объектов размещения отходов).

 

Подробнее

13.12.2017

Минприроды России определило критерии выделения объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке.

Объектами накопленного вреда окружающей среде признаются территории и акватории, на которых выявлен вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме, а также объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

Учет таких объектов осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Ведение государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде включает в себя в том числе категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде.

Категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде проводится посредством сопоставления их влияния на состояние экологической безопасности в целях обоснования очередности проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и принятия неотложных мер.

По результатам категорирования объектов накопленного вреда окружающей среде выделяются приоритетные объекты, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке.

В этой связи Приказом Минприроды России от 04.08.2017 № 435 утверждены определённые критерии и сроки категорирования объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке.

Приказом определены следующие критерии:

1) объем компонента природной среды, содержание загрязняющих веществ в котором превышает установленное значение норматива качества окружающей среды (млн. куб. м);

2) масса отходов производства и потребления (млн. тонн всего);

3) площадь территории (акватории), подверженной негативному воздействию (га);

4) кратность превышения ПДК;

5) наличие на объектах накопленного вреда окружающей среде опасных веществ, указанных в международных договорах, стороной которых является РФ;

6) количество населения, проживающего на территории, на которой окружающая среда испытывает негативное воздействие объекта накопленного вреда окружающей среде (тыс. человек);

7) количество населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой находится под угрозой негативного воздействия вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде (тыс. человек);

8) общее влияние объекта накопленного вреда окружающей среде на состояние экологической безопасности.

Категорирование объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется Минприроды России в течение 30 рабочих дней со дня включения указанных объектов в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

Начало действия документа – 10.12.2017 г.

Подробнее

12.12.2017

Утверждены критерии отнесения производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального экологического надзора.

Постановлением Правительства РФ от 22.11.2017 № 1410 (далее – Постановление) утверждены критерии отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и разъяснены особенности осуществления указанного надзора.

Согласно постановлению такие объекты делятся на пять категорий и в зависимости от степени риска органом регионального государственного экологического надзора определяется периодичность проведения в отношении них плановых проверок:

— для категории высокого риска — один раз в 2 года;

— для категории значительного риска — один раз в 3 года;

— для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 4 года;

— для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 5 лет;

— для категории низкого риска — не проводятся.

Категории риска в данном случае определяются исходя из критерий, утверждённых постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

Также постановлением предусмотрено, что категория риска объекта регионального надзора может быть повышена или понижена при актуализации учетных сведений о негативном воздействии на окружающую среду в случаях изменения технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, изменения характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Постановление начинает действовать с 05.12.2017 г.

Подробнее

11.12.2017

Сообщить о нарушениях природоохранного законодательства теперь можно посредством информационной системы общественного контроля.

Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 № 1082 установлены структура и порядок функционирования федеральной государственной информационной системы общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования.

Информационная система общественного контроля представляет собой федеральную государственную информационную систему, обеспечивающую сбор и обработку обращений граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, содержащих сведения, указывающие на наличие нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе сети «Интернет».

Информационная система направлена на:

обеспечение реализации права каждого на благоприятную окружающую среду;

установление механизмов рассмотрения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти результатов общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля);

повышение эффективности государственного управления в области охраны окружающей среды.

Граждане, общественные объединения, другие некоммерческие организации посредством системы могут информировать органы государственной власти о несанкционированных свалках, фактах загрязнения водных объектов, незаконной вырубке лесов и других правонарушениях в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Сообщения можно подтверждать фото- и видеоматериалами с указанием точного местоположения нарушений или их координат.

Оператором и государственным заказчиком создания, развития и эксплуатации федеральной государственной информационной системы общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования является Минприроды России.

В настоящее время информационная система находится в стадии разработки.

Документ вступает в силу 20.09.2017.

Подробнее

07.12.2017

Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с центром правовой и экологической информации – МБУК «Централизованная библиотечная система» г. Березники 12.12.2017 будет проводиться правовой час по вопросам нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользовании.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В этой связи в рамках правового часа представитель Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры разъяснит основные права и обязанности, предусмотренные природоохранным законодательством, а также расскажет об ответственности за совершение правонарушений в сфере экологии.

Также, жители г. Березники смогут сообщить о нарушениях законодательства об охране и использовании водных объектов, об отходах производства и потребления, об охране атмосферного воздуха и иных вопросах, связанных с экологией.

Целью проведения правового часа является привлечение внимания общественности к проблеме загрязнения окружающей среды, а также повышение уровня экологического просвещения среди населения.

Начало мероприятия запланировано на 16.00 час. Место проведения – г. Березники, ул. Мира, д. 67 (библиотека № 9).

 

Подробнее

19.09.2017

Нужно ли оформлять лицензию на скважину?

Согласно действующему законодательству, добыча воды из артезианских скважин относится к недропользованию и регулируется положениями Федерального закона «О недрах».

В соответствии со ст. 11 названного закона пользование недрами должно осуществляться на основании специального разрешения в виде лицензии.

Между тем, в случае, если источник водоснабжения отвечает следующим условиям, оформлять лицензию на право пользования участком недр не нужно:

— объём извлекаемой воды не превышает 100 м³ в сутки;

— вода добывается выше водоносного горизонта, который является источником централизованного водоснабжения;

— вода не используется для осуществления предпринимательской деятельности.

В нарушение требований законодательства отдельными муниципальными образованиями Чердынского района добыча подземных вод из артезианских скважин для водоснабжения населения осуществляется без лицензии на право пользования недрами.

В целях устранения нарушений природоохранный прокурор направил в Чердынский районный суд исковые заявления о возложении на администрации Керчевского, Усть-Урольского и Бондюжского сельских поселений обязанности организовать водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства о недрах.

Разъясняем, что за пользование недрами без лицензии предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на граждан от трёх тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц – от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Подробнее

15.09.2017

Право на свободный доступ к водному объекту.

Согласно федеральному законодательству вся береговая полоса водоемов общего пользования в России является общедоступным местом. Ширина берега, куда должен иметь свободный доступ каждый гражданин, — 20 метров.

В соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ граждане вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Кроме того, Земельным кодексом РФ предусмотрено, что приватизация земельных участков в пределах береговой полосы запрещается. При аренде прибрежной земли владелец должен обеспечивать, а не просто не запрещать (установив при этом непроходимый трехметровый забор, например) свободный доступ граждан к водному объекту. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Таким образом, если акватория водного объекта и прибрежная территория не используются для питьевого водозабора и не являются особо охраняемыми, то доступ к ним должен быть для граждан беспрепятственным.

За несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе статьёй 8.12.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 

Подробнее
Подробнее

14.08.2017

Утверждён перечень отходов производства и потребления, запрещённых к захоронению.

01.01.2017 вступил в силу п. 8 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, согласно которому захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень этих видов отходов устанавливается Правительством РФ.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ «Об утверждении Перечня отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается» от 25.07.2017 № 1589-р, в указанный перечень включены 358 видов отходов.

С 1 января 2018 года, согласно распоряжению, будет запрещено захоронение 67 видов отходов (лом цветных металлов, ртутьсодержащие приборы, в том числе люминесцентные лампы и др.), с 1 января 2019 года — 109 видов отходов (отходы потребления картона, использованные книги, покрышки пневматических шин, стеклянная тара), а с 1 января 2021 года — 182 вида отходов производства и потребления (цифровая электроника, мобильные телефоны, аккумуляторы, крупная бытовая техника и прочее).

Распоряжение вступает в силу с 01.01.2018 г.

Подробнее

04.08.2017

Новое в законодательстве.

С применением риск-ориентированного подхода установлен порядок осуществления Росприроднадзором плановых проверок.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.2017 № 886 внесены изменения в ряд положений, регулирующих порядок осуществления Росприроднадзором государственного экологического надзора.

Согласно настоящему Постановлению, органы Росприроднадзора осуществляет государственный экологический надзор (в части государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, государственного надзора в области обращения с отходами, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов) с применением риск-ориентированного подхода.

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, относятся к 6 категориям риска: чрезвычайно высокого; высокого; значительного; среднего; умеренного; низкого риска в зависимости от категории негативного воздействия на окружающую среду, к которой отнесен объект надзора; виду деятельности, осуществляемой на объекте надзора; места размещения объекта государственного надзора и других критериев.

Соответственно, периодичность проведения плановых проверок объектов государственного надзора определяется территориальным органом Росприроднадзора в зависимости от категории риска, присвоенной такому объекту, и осуществляется в отношении объектов: категории чрезвычайно высокого риска — 1 раз в год; категории высокого риска — 1 раз в 2 года; категории значительного риска — 1 раз в 3 года; категории среднего риска — 1 раз в 4 года; категории умеренного риска — 1 раз в 5 лет. В отношении объектов низкого риска плановые проверки не проводятся.

 

Подробнее